Цитата:
23.04.2019
ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДОКАЗАЛИ, ЧТО МОЖНО С ЛЕГКОСТЬЮ ИЗМЕНИТЬ МНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ
Ученые из Лундского университета в Швеции попросили добровольцев заполнить опросник. Анкета содержала утверждения о моральных принципах, касающихся общества, социума и отношений. Темы были самые разные – от проституции до международных конфликтов.
Но опросники были с секретом. Каждый вопрос содержал 2 набора утверждений, одно было наклеено поверх другого. Когда участники переворачивали страницу, верхний набор утверждений прилипал к планшету. Все ответы остались без изменений. Но два утверждения были изменены на противоположные по смыслу. Например, в первом варианте говорилось, что «государственное наблюдение за электронной почтой и интернет-трафиком должно быть запрещено как средство борьбы с международной преступностью и терроризмом», а во втором слово «запрещено» было заменено на «разрешено».
Затем участников попросили прочитать вслух три заявления, в том числе два измененных, и обсудить ответы.
Около половины участников не обнаружили исправлений, а 69% приняли хотя бы одно из исправленных утверждений.
Люди даже были готовы отстаивать в споре измененные фразы. 53% участников приводили разумные аргументы в пользу тезиса, противоположного своей первоначальной позиции. Ученые раннее уже изучали этот феномен, который назвали «слепота выбора», в области вкуса, запаха и эстетических предпочтений.
«Мы не стремились разоблачить людей или обмануть их. Скорее мы показали что-то очень трудное для демонстрации – то насколько открытыми и гибкими могут быть люди», - говорят ученые.
Исследование поднимает вопросы о достоверности анкетирования. Результаты показывают, что стандартные опросы плохо отражают сложность позиции, которой на самом деле придерживаются люди. Отношение человека может быть многогранным и его нельзя сводить к простому «да» или «нет».
С другой стороны, настораживает тот факт, что, если человека удастся ввести в заблуждение, по поводу того, какой точки зрения он придерживается, он сам придумает причины и аргументы для своей позиции.
интересное исследование, но далеко не новость, у нас давно уже ведутся эксперименты как управлять толпой, внедрение сценариев, манипуляция мнением и так далее