Плохо живется лучше всего в Белоруссии Часть третья
О лозунгах, названиях и собственных именах.О происхождении названия Гомель одного из древнейших городов Белоруссии, который возник в конце первого тысячелетия н. э. на земле радимичей существует несколько версий. Одна из них гласит, что имя будущему городу дал ручей Гомеюк, впадавший в реку Сож у подножия холма, где было основано когда-то первое поселение. Согласно другой версии название города происходит от слова «гом», которое могло означать либо холм или овраг, либо быть именем князя или рода, основавших древнее поселение. Ещё одна предполагает, что название Гомель могло произойти от старинной белорусской формы приветствия: «Даць у гомель», что означает «стукнуть кулаком в плечо».
Но мне больше всего импонирует версия, которую экскурсоводы впаривают всем приезжим.
Так вот, когда заморские купцы плавали по местным рекам, пытаясь найти выход в Балтийское море, в этом самом месте их встречал лодочник.
- Go? - вопрошали его с борта корабля.
- Какой (НХ) гоу, - отвечал он им. – МЕЛЬ!
Эта легенда ожила. И в память об этом на набережной реки Сож, рядом с пристанью, появилась скульптурная композиция "Лодочник", которая изображает человека с шестом в руках, колчаном и стрелами за спиной, рядом с ним сидит рысь - символ Гомеля.
Санаторий, где я отдыхал, получил свое название от одноименной деревни Чёнки, где он и располагается. А та в свою очередь названа в честь места, где в древности рыбаки хранили свои выдолбленные лодки – чёнки.
И надо сказать река здесь кормит рыбой местное население с древних времен по сей день. Сохранились даже погреба, где рыбаки хранили рыбу.
По поводу происхождения названия города Мозырь тоже имеется несколько версий. Вероятным считают название от имени проживающей здесь в древности народности мазур. Другие источники указывают также на связь со словом «мосыр»— сырость, так как город расположен в озерной местности припятской поймы.
Но меня буквально чуть не «убил» опять же наш экскурсовод. Рассказывая о том, что недалеко от Мозыря проходил по Днепру оживленный древний торговый путь из варяг в греки — из Балтийского моря в Черное, он стал утверждать, что название города произошло якобы от шведских слов «мо зыря». Мол, это переводися на русский язык как делать остановку, привал. Далее он лихо соединил эти два слова, поменял букву «Я» на мягкий знак и ву-аля получаем Мозырь.
Моптыть! Еще один неутомимый энтузиаст и исследователь топонимики.
Чуть позже в перерыве я поймал его за пуговицу и спросил:
- Ursäkta mig, bara en fråga. Du vet väl svenska? (вы знает шведский язык?)
- Чаво!
- Видите ли, в шведском языке нет таких слов…
Вообще я заметил, что страсть к лозунгам - белорусская слабость, оставшаяся, наверное, еще с советских времен. Из окна машины в чистом поле вижу такой строгий плакат-предупреждение, где аршинными буквами написано: «Берегите газопроводы! Газ - наше богатство!»
- Минуточку! – возмущаюсь, - а почему это газ ваше богатство? Это российское богатство!
- Зато у нас есть труба, - блаженно улыбаясь, объясняют мне. – А за газ мы платим...
- И как только ваш Газпром начнет продавать нам газ по рыночной цене, без всяких льгот, - говорит мне редактор газеты «Гомельская правда», - я открою подписку на памятник Миллеру в центре города как экономическому освободителю Беларуси. Мы снимемся с иглы. Дешевый газ - это наркотик. Освободившись от газовой наркозависимости, мы можем стать конкурентной страной и прямо уйти в Европу.
- Это что же, по-вашему получается, что природные ресурсы - это несчастье для страны?
- Конечно! Посмотрите на Японию, там ничего нет, а какой успех! Хуже всего развиваются те страны, что богаты ресурсами. Вспомните СССР, который развалился в силу своей неконкурентоспособности. Для России, его наследницы, ресурсы - это проклятие. Надо купить модные женские сапоги - сейчас отрежем леса и продадим. Надо купить компьютеры - сейчас нефти отвалим. После 91-го года в России никто ничего не построил. Россия ничего не создала: ни бренда, ни продукции. Наличие природных ресурсов избавляет от необходимости думать и работать…
Или вот еще один лозунг довольно таки часто виденный мною на улицах городов:
Ну да, делают! Особенно здесь удается бульба. Белорусскую картошку в России зачастую выдают за голландскую, чтобы подороже продать.
А клубничную рассаду здесь покупают как раз у голландцев, только там они за один сезон по несколько урожаев собирают и ягода давно уже землю «съела», водянистая и безвкусная, перекормлена химикатами. А в Беларуси денег на дорогие химикаты нет, и, слава богу. Капельное орошение провели, как в Израиле, а в бочку с водой лопату навоза. Грядки соломой прикрыты – сорняк не лезет, да и ягода чистая и красивая вырастает, как на витрине.
Еще одна особенность белорусской действительности это бережное отношение к памятникам, архитектуре и названиям. Здесь история не переписывается в угоду тому или иному политику. Центральная площадь Гомеля до сих пор носит имя Ленина, там же стоит и памятник вождю с кепкой в руке.
Рядом органы власти – Гомельский областной исполнительный комитет:
Очень много в Белоруссии памятников советским воинам, воевавшим и погибшим на этой земле:
Там нет улиц и площадей Джохара Дудаева, ДжоБуша и т.п., названных в угоду политическим амбициям. Не переименовывают существующие названия и в дореволюционные:
А в некоторых случая это делают вот так:
И если в Гомеле есть улица Ильича, то на ней обязательно стоит памятник Ильичу с протянутой рукой, типа - «верной дорогой идете, товарищи», рядом естественно кинотеатр с совковым названием «Мир»:
Кстати я проследил взором, в каком именно направлении указывает длань Ильича. В указанном направлении, через дорогу (улицу Ильича) находилось указанное заведение:
Ну, а лозунг Батьки «Чарку и шкварку каждому!» Стал уже известен далеко за пределами Белоруссии. Да и где еще подадут такую шкварку? Где еще свиней кормят хлебом и потому вкус сала совершенно необыкновенный? И чарку такую, как мне подали в одной из деревень, нигде не подадут! Люди здесь живут так, как жили их предки, ничего не изменилось. И не изменится, кто бы ни пришел к власти - коммунисты, оппозиция или кто-то другой. На белорусской деревне это никак не отразится, настолько она далека от города. Зачем белорусам права человека? У белорусской бабки есть право в 6 часов утра доить свою корову. И для этой бабки ничего не произойдет, если поменяется власть.
(продолжение следует)